МБОУ "Хибинская гимназия"
Г.Кировск,Мурманская область
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Структура профстандарта для педагогов

    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

    Профстандарты будут применяться в качестве:

    1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
    2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
    3. Инструмента роста качества российского образования.
    4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
    5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

    1. Общепользовательская
    2. Общепедагогическая
    3. Предметно-педагогическая

    Новые компетенции педагога:

    • Работа с одаренными учащимися
    • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
    • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным
    • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
    • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

    Цель применения:

    • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка
    • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
    • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
    • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования

    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

    1. Общие сведения
    2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
    3. Характеристика обобщенных трудовых функций
    4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

    Содержание профстандарта педагога отражает:

    • обучение;
    • воспитательную работу;
    • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
    • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

    Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования

    Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н):

    • воспитатель;
    • учитель.

    Педагог-психолог (психолог в сфере образования, приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н):

    • психолог;
    • педагог-психолог;
    • психолог образовательной организации;
    • педагог дополнительного образования детей и взрослых.

    Педагог дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда от 05.05.2018 № 298н):

    • педагог дополнительного образования;
    • педагог-организатор;
    • Педагог дополнительного образования.

    Специалист в области воспитания (приказ Минтруда России 10 января 2017 г. № 10н):

    • социальный педагог;
    • старший вожатый;
    • педагог-организатор;
    • воспитатель (кроме воспитателя детского сада);
    • старший воспитатель (кроме старшего воспитателя детского сада);
    • педагог-библиотекарь;
    • тьютор.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie